?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

– Здравствуйте, с вами говорит ди-джей «Европы-плюс» Антон! Поздравляем, вы выиграли один из трех автомобилей «Ауди»! – наверное, вы тоже однажды слышали что-то похожее в трубке своего мобильного? И вам тоже предлагали немедленно перезвонить на «радиостанцию», а потом купить несколько карточек экспресс-оплаты и сообщить их номера «ди-джею»? По данным сотовых операторов, хотя бы раз поверили подобному звонку и пополнили чьи-то карманы не менее 10 миллионов абонентов.

Некоторое время назад агентство маркетинговых исследований «Bojole» изучило отношение абонентов сотовой связи к проблеме мобильного мошенничества. Результаты получились очень интересные. Подавляющее большинство абонентов крупнейших сотовых операторов (78%) осведомлены о проблеме и знают о различных способах мошенничества. Тем не менее взять ответственность за свои деньги на себя готовы только 13% абонентов. Остальные уверены, что бороться с мошенниками должны операторы сотовой связи, правоохранительные органы и государство. Получились и нестыковки: например, 82% пользователей сотовой связи полагает, что операторы должны информировать абонентов о видах мошенничества путем рассылки смс-сообщений, но вот получать такие рассылки на свой телефон хотел бы только 61% респондентов.

На самом деле, рычагов для того, чтобы бороться с телефонными аферистами, ни у операторов сотовой связи, ни у милиции практически нет. По словам адвоката Станислава Рывкина, мобильные мошенничества во всем мире даже при эффективной работе полиции или милиции раскрываются крайне тяжело. Главная причина в том, что большинство их действий труднодоказумо и не подпадает под статьи уголовного кодекса. Суммы в 100-200 рублей, на которую обычно «обувают» абонента, недостаточно для возбуждения уголовного дела, для этого ущерб должен быть более значительным – хотя бы полторы-две тысячи. Однако, посоветовал адвокат, если уж вы оказались жертвой мошенника, то написать заявление в милицию стоит в любом случае. Еще проще – отправить его по почте письмом с уведомлением. Случаи, когда мошенники попадались, все же встречаются, к тому же, если каждый, кого обманули на 100 рублей, обратится в милицию, то речь уже пойдет о совершенно других суммах, а информации для расследования будет больше.


Кто говорит? Слон
(самые популярные способы развода)

1. «Случай с родственниками». Мошенник представляется другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с вашим близким приключилась беда (попал в аварию, сбил человека), а телефон его потерялся, разбился или разрядился, вот и приходится звонить с чужого. Предстоит еще много звонков, поэтому вас просят пополнить человеку баланс. Оказавшись в состоянии стресса и волнуясь за близких, люди обычно легко соглашаются «помочь».
2.Ложный приз». На мобильный абонента звонит лже-ведущий известной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на «радиостанцию» (номер которой оказывается платным). В других случаях оказывается, что по условиям конкурса, проводимого совместно с каким-любо из операторов связи, нужно срочно купить несколько карточек экспресс-оплаты и сообщить их данные ди-джею. Заплатив деньги и придя за подарком на радиостанцию, человек обнаруживает, что подобного конкурса никто не проводил.
3. «Смс-просьба». На телефон абонента приходит смс с просьбой «У меня проблемы, позвони по номеру ___, если номер не отвечает, положи на него ___ рублей и перезвони». Некоторые люди, особенно пенсионеры, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.
4. «Платный код». Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи в результате технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку некий код, который на самом деле является комбинацией для перевода средств со счета абонента на счет мошенников.
5. «Штрафные санкции оператора». Мошенник представляется сотрудником службы техподдержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, вам нужно оплатить штраф в определенном размере, положив деньги на некий номер.
6. «Акции оператора». Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям «акции», абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему надо всего лишь отослать в «службу информационной поддержки» коды нескольких карт оплаты.
7. «Ошибочный перевод средств». Человек получает смс, оповещающее о поступлении средств на его счет. Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что ошибочно перевел деньги на его номер и просит вернуть обратно тем же «мобильным переводом». После перевода оказывается, что никаких денег не поступало и человек просто пополнил мошеннику счет.


Upd. Юзер prince_consort рассказывает еще о двух способах разводки:
1. Получаете СМС такого содержания: "У меня сменился номер мобильного". Так как подпись отсутствует, то Вы решаете, что это кто-то из Ваших друзей, и перезваниваете. А номер-платный.
2. Аналогично под какой нибудь праздник типа НГ или 8 марта получаете СМС непонятно от кого "Поздравляю". Ну вы и отвечаете типа "тебя так же"


Что делать?



Причина успеха большинства мошенничеств – в недоинформированности общества. О том, что многих ситуаций, описанных мошенниками, попросту быть не может, а другие разрешаются и без перевода денег, знают не все. В стрессовой ситуации логика зачастую отключается, а вот вера в чудеса заложена у нас в подсознании, мы же выросли на сказках про золотую рыбку, щуку и волшебное колечко, которые обещают подарки с неба.
«К сожалению, мошенники – всегда люди очень грамотные, – говорит психолог Анастасия Кузнецова. – И хорошо играют на самых разных наших чувствах – тщеславии, стремлении к «халяве», тревоге за близких… Единственный способ борьбы с телефонным аферистом – это сделать паузу и взять инициативу в свои руки. Предложите сами перезвонить на радиостанцию, в больницу или куда вам предлагают. И чаще всего мошенник просто бросит трубку».
«Главное условие конкурсов на всех радиостанциях – для участников они бесплатные, - объяснила PR-директор «Авторадио Воронеж» Инна Никулина. – Кроме того, для участия в любом конкурсе вы должны были предварительно согласиться с его условиями и что-то сделать – позвонить нам, ответить на какие-то вопросы. В любом случае, вся информация о проводимых радиостанцией конкурсах всегда доступна на ее сайте и по телефону. Поэтому, прежде чем платить, лучше перезвоните и уточните.
И придется всех огорчить – но подарки на радиостанциях обычно недорогие – диски, футболки, билеты в кино, недорогая техника. Дело в том, что за подарок дороже 4 000 рублей человек должен будет заплатить налог – то есть ему придется заполнить декларацию, а мы должны будем оформить соответствующие документы. Поэтому мы стараемся этой мороки избежать».
«Вся информация по акциям и кодам подключения услуг доступна, - напоминает директор Воронежского филиала ОАО «Вымпелком» Александр Гольняк, - она есть в справочнике или на сайте любого оператора – но на деле оказывается, что найти и понять ее могут только продвинутые пользователи, а вот какой-нибудь пенсионер, который в собственном телефоне ориентируется с трудом, легко может попасться на удочку. Главное, что вы должны знать – у оператора есть способы снять деньги со счета без вашего участия. А штрафных санкций вообще не бывает. И если вы перезвоните в центр поддержки клиентов – у любого оператора это простой номер, который нетрудно запомнить, вас там соединят с любым менеджером, если он действительно является сотрудником компании».

Обман обычно происходит очень просто. Порой жертвы мошенников через некоторое время после того, как перевели деньги, сами удивляются своей наивности. А всего-то и нужно было – остановиться, отвлечься от мыслей о серебристой «ауди» и включить логику. Не спешите платить мошенникам – лучше перезвоните.


Это я разбирала свои папки из "воронежского обозрения" и наткнулась на такой вот свой текст. Может, кому-то пригодится.

Comments

venga83
May. 4th, 2009 01:03 pm (UTC)
Не-а :)
sonelchen
May. 4th, 2009 01:04 pm (UTC)
А ты?))
venga83
May. 4th, 2009 01:10 pm (UTC)
А что я? Я ничо =) Надо было сказать "кладите еще"? ))))
venga83
May. 4th, 2009 01:10 pm (UTC)
Или имеешь в виду, не вернула ли я добровольно? Нет, не вернула :Р
sonelchen
May. 4th, 2009 01:20 pm (UTC)
Хихихи)))

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Powered by LiveJournal.com